Кумир. Мария Бурмака.

Катя Вышнэва, Журнал для женщин "КРАЛЯ"

Мария Бурмака – удивительная личность. Очень приятная и очаровательная женщина. Для неё самое главное – это чувства, которые управляют её жизнью.

Мария постоянно усовершенствуется, экспериментирует и выигрывает. Её карьера певицы находится в расцвете, альбом "№ 9" является одной из лучших пластинок, записанных украинским исполнителем. Кстати, именно перу Бурмаки принадлежит много песен наших исполнителей. Среди них Александр Пономарёв, Ани Лорак, Ирина Билык, Гайтана. Она воспитывает 9-летнюю дочь Яринку, объединяя концертную деятельность с записью песен. Безусловно – это встреча с современной, уверенной в себе и сильной женщиной.

- Мария, поклонники всегда, увлекаясь исполнителем, слагают себе образ, который часто отличается от действительности. Как Вы полагаете, какое представление о Вас составляют поклонники, правильное?

- Я, во-первых, не знаю, какое представление обо мне составляют поклонники. Если честно, то у меня достаточно ограниченный круг общения. Моя деятельность – это музыка, которая занимает у меня практически всё время. Постоянные репетиции, концерты, например, сегодня ночью я выезжаю в Харьков. Поэтому моё окружение – это музыканты, с которыми я работаю, несколько друзей, мой ребёнок и то, что с ним связано. Я очень мало общаюсь с поклонниками. На сайте пишут очень много хороших вещей, но, по большому счёту, я не знаю, какое впечатление моя музыка на самом деле оказывает на людей, а тем более, какое впечатление оказываю я сама.

- Люди, которые Вас окружают, должны быть чем-то похожи на Вас?

- Я не знаю. Они могут быть похожи, могут быть и не похожи. Я пишу сама и песни, и музыку. Это частица меня, я не играю, я не притворяюсь. Вот у меня сегодня такое настроение и я написала так, завтра у меня другое настроение, потому и напишу я совсем иначе. Поэтому для меня главное – люди, которые меня слушают, они меня понимают. Но они наверно похожи на меня в самом главном, в том, что настоящее чувство – это самое главное в жизни. В чём-то можно пойти на компромисс, до какой-то известной меры. Я рассказываю сейчас о своей философии, о том, что нельзя предать, потому что ты предаёшь не человека, ты предаёшь себя. Потому что когда-нибудь ты посмотришь в зеркало и скажешь, что ты предала себя. Не всё можно купить за деньги, иными словами, что иногда из-за денег человек идёт на компромисс с собственной совестью. Как сказала Фаина Раневская: "Когда-нибудь окажется, что деньги закончились, а позор остался". Собственно, я думаю, что люди, которые слушают мою музыку, меня поняли, и в самом главном они такие как я. Во всём же другом они могут быть разными. Например, мои музыканты. Когда мы ездили с концертами, в отеле заполняли бланки, я случайно посмотрела в листочек моего клавишника, и ахнула! Сложилось впечатление, что мы абсолютные однодумцы. Ему нравится моя музыка, но когда я победила на "Червоной Руте", ему было три года. Мы разные и, тем не менее, в чём-то схожие.

- Какова главная черта Вашего характера?

- У меня вообще сложный характер, но он не тяжёлый. Я могу держать себя в руках, но сложности придаёт мой знак зодиака – "близнецы".

У меня очень широкая гамма настроений. Если мне радостно, то это настолько искренние эмоции, что мне иногда просто говорят: "Успокойся, успокойся, хватит!" а когда мне грустно, и жизнь не удаётся, я могу сидеть и горько плакать. По моему мнению, близкому человеку было бы достаточно нелегко пережить перепады моего настроения. А ещё, у меня постоянно должен быть адреналин в крови. Это не является недостатком, а просто неотъемлемая часть моего характера. Мои музыканты говорят, что если бы у нас не было баррикад, мы бы их выдумали. Я также могу сопереживать, это моё. И признаю, что иногда ставлю эту эмоцию себе в минус, потому что жалость к людям может навредить самим же людям.

- Вы всё время находитесь среди людей, с музыкантами. Что Вы более всего цените в человеке, и чего более всего не любите?

- Если говорить о музыкантах. То это всё мои друзья. Например, Юра Пилип, мой саундпродюсер и руководитель группы. Мы вместе уже пять лет, это настоящий друг. Мы с ним делали альбомы "Mia", "Різдвяний" (Рождественский), "Live", "№9". Это человек, с которым я ругаюсь и мирюсь по несколько раз на день. Но главным является то, что когда кому-то из нас плохо, мы можем позвонить друг другу и действительно утешить. Кстати, когда говорят, что не верят в дружбу между мужчиной и женщиной – это неправда. Я дружу с мужчинами, и большинство моих друзей – мужчины.

Я очень не люблю людей, у которых низкая душа. Не люблю, если человек предаёт. Не люблю беспринципности. До какого-то момента я не держу дистанцию, я очень быстро иду на контакт, но, если человек себя поведёт низко, я сразу изменяю к нему своё отношение, перехожу на "Вы". То есть подчёркиваю в разговоре, что моё отношение к нему кардинально изменилось.

- Вам легче общаться с мужчинами, чем с женщинами?

- Я бы не сказала, что мне легче общаться с мужчинами, просто так выходит. Во время учёбы в университете меня предала подруга. Но я не могу категорически заявить как героиня "Служебного романа": "Я ликвидировала всех своих подруг". У меня в жизни есть четыре подруги. А моё постоянное окружение – это музыканты, преобладающее большинство из которых мужчины.

- Я так поняла, что измену Вы простить не можете?

- Да. Просто есть вещи, которые нельзя простить. Под предательством я понимаю – удар в спину. Когда человек очень жестоко ударил психологически, сделал больно, то мне потом очень сложно с этим человеком. Может быть видимое, внешне цивилизованное общение, но близкими отношениями это уже не назовёшь.

- Мария, Вы не так давно пережили развод. Это достаточно сложно. Как изменилось после этого Ваше отношение к браку?

- Ну, в браке я уже была. Правда, это действительно очень сложно. Я ничего особенного не хочу об этом говорить и как-то комментировать, но скажу, что я очень хотела иметь семью. Я очень семейный и традиционный человек. Я не раз уходила от своего мужа, и не раз возвращалась. Об этом мало кто знал, но я очень хотела сохранить нашу семью. Это очень больная утрата для ребёнка, кардинальная перемена, жизнь на разных территориях. Полтора года тому назад, когда я решила, что мы должны быть порознь, у меня не было другого выхода, как просто встать, взять ребёнка и уйти, ничего не взяв с собой. Я снимала квартиру, год был страшно трудный, но это уже закончилось. Уже полтора месяца я живу в новой купленной квартире. Я вышла из такого состояния, когда мне было очень трудно. Тем более, когда ты публичный человек, и тебя узнают на улицах, необходимо всё время выдерживать "хорошую мину при плохой игре". Как-то мне это удавалось. Но тогда было такое впечатление, что у меня сердце словно обколото новокаином, что я вообще не способна на какие-то чувства. Не знаю, смогу ли я вообще полюбить кого-то, не то что снова вступить в брак. Брак – это действительно половинки одного целого, я не знаю, найду ли я такую половинку.

- Когда Вы последний раз сказали: "Я тебя люблю"?

- Сегодня утром. Нет, вчера вечером, в 12 часов ночи по телефону.

- Вы привыкли жить далеко от людей, которые Вам дороги, от Вашей семьи?

- Нет. Я не привыкла, к этому невозможно привыкнуть. Такие ситуации случались в моей жизни, когда близкий, любимый человек живёт далеко, но к этому никогда не привыкнешь. Мои родители – в Харькове, это ведь не очень далеко от Киева, и я рада, что мы хоть живём в одной стране.

- Как Вам удаётся объединять концертную деятельность с воспитанием дочери?

- У моего ребёнка есть няня Галина Викторовна. Ей 24 года и она была нянечкой в детском саде, когда Яринка туда ходила, потом она была воспитательницей. Так вышло, что она со мной всё время. Ярине уже 9 лет, но она (Г. В. – прим. перевод.) для меня стала чем-то большим, нежели няня, она мне как родственница. Все знают, что у меня есть Галина Викторовна. Я иногда Гале, как старшая подруга, могу дать совет, а потом говорю, что не стоит меня слушать. Человек, который находится в статусе разведённой женщины, не может давать советов в том, как сберечь семейный очаг.

- Если бы Ярина захотела стать певицей, чтобы Вы ей посоветовали? Вы бы не отговаривали её?

- Если Ярина захочет стать певицей, то у неё уже будет музыкальное образование по классу гитары. Ярина занимается в музыкальной школе в 3 классе. Я, естественно, буду настаивать на том, чтобы у неё было ещё какое-то образование. Возможно, она и захочет стать певицей, потому что уже придумывает мелодии, подбирает на фортепиано. Естественно, запрещать ей не буду, потому что сама занимаюсь музыкой, и это приносит мне счастье. Но Ярина как никто знает, что это не только счастье, не только радость, она знает и оборотную сторону медали: когда я приезжаю, например, в 5 утра с концерта и просто падаю с ног.

Она знает, что такое не высыпаться каждое утро, поздно приходить и ночью уезжать, она знает все трудности этой деятельности. Запретить ей я не могу. Предупрежу, что это тяжело, как, например, в семейной жизни, в личной, потому что публичный человек себе не принадлежит. Ты постоянно на ладони, но музыка, по крайней мере мне, приносит настоящие минуты счастья.

- Тогда собственно о самореализации талантливой молодёжи. Как вы относитесь к таким проектам, как "Шанс", "Як стати зіркою" (Как стать звездой). Не кажется ли Вам, что в них складывается впечатление, что это очень легко собственно без оборотной стороны медали?

- Нет. Во-первых, там совсем нелегко. Во-вторых, - это как естественный отбор. Они идут, они побеждают, с ними работают стилисты. Я бы посоветовала всем финалистам "Шанса" и подобных программ – не спешить порывать с прошлым. Я знаю случаи, когда люди едут на гастроли этой телевизионной программы. Бросают университеты и полагают, что они теперь будут певцами. Не столь трудно заявить о себе, сколько тяжело удержаться.

В своё время у меня не было такой возможности. Я бы тоже, возможно, поехала бы на что-то подобное. Такие проекты дают возможность людям из не очень больших городов, местечек просто заявить о себе, записать, в конце концов, первую песню, вторую песню. Я считаю, там больше плюсов, чем минусов.

- Маша, прошедшие полгода были для Вас очень трудны, но мы подарили нам просто чудесный альбом "№9". Расскажите об этой непревзойдённой работе.

- Спасибо, мне очень приятно. Об альбоме. Прошедший год, возможно, вследствие того, что он был очень тяжёлый, он был очень плодотворный. В том году у меня был сольный тур, я записала клипы "Той, той" (Тот, тот) и "Не бійся жити" (Не бойся жить). Провела презентацию альбома 23 июня. Я была всё время занята: поездки, репетиции, много концертов. Я даже оставила свою телевизионную работу. Год действительно плодотворный, я защитила диссертацию, ездила в Канаду. Я собираюсь исполнять песни по-английски, но учу её достаточно специфично, через переводы своих песен, через Maroon 5, Нору Джоунс. Лично мне этот альбом страшно нравится. А ещё я хочу рассказать про обложку. На ней – картина художницы Евгении Гапчинской "Пью счастье". Свою выставку она рисовала под влиянием моих работ. У Жени, кстати, недавно было открытие выставки. Она мне уже нарисовала авторскую копию "Пью счастье", потому что я поняла, что без этой картины у себя дома я жить не смогу. Она очень позитивная, как и весь альбом. Я когда-то говорила в интервью о своём желании, чтобы этот альбом стал саундтреком счастливых моментов вашей жизни! Я теперь сама открыта для счастья. Я иногда шучу – у меня всё есть: творческая реализация, популярность, квартира, даже посудомоечная машина.

- Я знаю, что Вы с Яринкой вместе написали песню. А Ваши песни она исполняет?

- Да, песню "Чому" (Почему). Мы брали гитару, что-то придумывали, импровизировали. А исполняет ли дочка мои песни, я не знаю, потому что у нас дома всё иначе: у нас звезда Ярина, и зачем петь песни мамы, если она сама пишет песни. Единственное, что она мне периодически говорит: "Мама, дай мне два плаката, мама, принеси мне кассету, меня Кристина попросила и Марина, и ещё кто-то". И отсюда я понимаю, что в школе, в хит-парадах мам, я – где-то на верхних позициях. Она сейчас смотрит сериал "Бурный путь" о какой-то группе и полностью повторяет тексты их песен.

- Что всегда лежит в Вашей сумочке?

Я вам могу показать: в моей сумочке сейчас лежит косметичка, мобильный телефон, какие-то журналы, кошелёк. Я периодически вытряхиваю свою сумочку и удивляюсь тому, что там лежит. В пакете – три пары колгот, газеты, кофточка (если внезапно нужно куда-то идти – то у меня всё есть для этого). Просто я – после репетиции, а у меня около репетиционной базы находится парфюмерный магазин, поэтому сейчас всё остальное – косметика.

- Мария, Ваши пожелания читателям журнала "Краля".

- Я желаю читательницам журнала "Краля" настоящего женского счастья. Я желаю быть сильными для того, чтобы ничего этому женскому счастью не мешало. Если женщина сильная и самодостаточная, знает всему цену, тогда она может отделить настоящее счастье, настоящую любовь от каких-то желаний, например материальных расчётов. Поэтому я желаю женщинам быть именно такими, я желаю им встретить свою любовь, того самого единственного человека. Если хотите грустить, то давайте себе волю – покупайте диск Марии Бурмаки "№ 9". Там есть песня "Місто Ангелів і дощів" (Город Ангелов и дождей) – это песня для того, чтобы поплакать, под эту песню плакали многие мои знакомые, я тоже плакала, когда её писала. Радуйтесь, если кого-то любите, не бойтесь об этом сказать. Это всё то, что мы будем вспоминать в старости и, если это будет так, то старость для читательниц журнала "Краля" не наступит никогда! Я вам желаю всегда быть молодыми, красивыми и любимыми!

В романтических балладах Марии всегда есть скрытый смысл, который необходимо читать между строк, в котором каждый может отыскать себя. Тексты – глубоко философские и содержательные, в соединении с чудесными мелодиями, оставляют в душе после прослушивания чувство прекрасного и трепетного. Исполнено всё с высоким мастерством, а голос, который можно сравнить лишь с хрусталём, сразу берёт за живое и уже не отпускает. Я попросила Марию рассказать о некоторых песнях с последней пластинки…

"Ніхто із нас"

... У театрі ситуацій зіграла дивну роль,
Я лише одна зі станцій,
А ти один перон, провінційного вокзалу.
Не розумна голова, я хотіла знати, чи жива...

"Никто из нас"
/дословный перевод/

В театре ситуаций сыграла странную роль,
Я лишь одна из станций, а ты один перрон,
Провинциального вокзала неразумная голова...
Я хотела знать, жива ли.

Я могу рассказать историю каждой песни. Эта песня о том, что мы можем только представлять, кто мы такие. И никогда чего-то не сделаем. Никогда не говори – никогда. Никто из нас не знает, что будет через 5 минут, и особенно никто не знает, чем закончится день, и где закончится ночь. Мы можем себе планировать что хотим, но жизнь может распорядиться совсем иначе – это и даёт нам вкус жизни. Это последняя песня, которую я написала, когда поняла, что у меня оживает сердце, То есть я ощущаю боль, радость, я просто хотела знать, жива ли. И вот, когда ты живой человек, ты можешь ошибаться, ты можешь делать неправильно, можешь жалеть, что ты сделала, но ты – живая. Только механизмы не страдают и не совершают ошибок. Песня именно об этом.

"Шоколад"

...Слова навмисно загублю, бо ще повірити боюсь,
Що може я тебе люблю.
Це не тільки шоколад, смак ванілі на губах –
Це, коли уже не можеш повернутися назад...

"Это не только шоколад"
/дословный перевод/

Слова нарочно потеряю,
Ибо ещё поверить боюсь,
Что, может, я тебя люблю.

Это не только шоколад,
Вкус ванили на губах,
Это, когда уже не можешь
Возвратиться назад.

Песня о том, как рождается любовь, и что это на самом деле такое. Не всё так просто. Когда ты сам себе не принадлежишь, ты уже хотел бы не любить, а у тебя не выходит. В понятие "любовь" каждый вкладывает абсолютно разный смысл, для кого-то – это что-то такое трепетное, нежное и хрустальное, для кого-то – это "take love", то есть секс и только секс. Вот у меня спрашивают, как вы влюбляетесь. Я отвечаю словами: "Якби не знати взагалі, що відбувається, коли в мені розтоплюється лід…" (Если бы не знать вообще, что происходит, когда во мне растапливается лёд… - дословный перевод). Я не знаю, почему вот этот человек – красивый, умный, высокий с голубыми глазами – нет, а этот маленький, толстенький, лысый – да. То есть ты не знаешь, что происходит, может, - это темперамент. Поэтому всё зависит от двух людей, их чувства, как дети, всегда чистые, безгрешные.

"Той, той"

.... Тихо торкнеться він рукою до щоки,
а я знаю це тепло,
знаю по дотику, я не забула смак.
Згадую досі ще, необережно так,
як тамувала біль, ніби ішла по склу,
та все, все одно люблю...

"Тот, тот"
/дословный перевод/

Тихо коснётся он рукой щеки.
А я знаю это тепло.
Знаю по прикосновению, я не забыла вкус,
Вспоминаю до сих пор неосторожно так,
Как приглушала боль, словно шла по стеклу,
И всё... всё равно люблю...

Я не могу сказать о ком эта песня, если я скажу, то станет всё абсолютно ясно и понятно. Я не могу назвать имя и фамилию: "Той, той хто зі мною зупини, заспокой, хай, хай відлітай, він летить, ти відпускай, та шепоче ніч залишись із ним." (Тот, тот, кто со мной, останови, успокой. Пусть, пусть, улетай, он летит – ты отпускай. И шепчет ночь: "Останься с ним... " - дословный перевод).

"Скло"

....Світ поділено навпіл, на дві половини,
що придумано нами – не знати повинна
очі кольору неба, що кольору ночі,
я забути не можу забути не хочу....

"Стекло"
/дословный перевод/

Мир поделен пополам, на две половины,
Что придумано нами – должна не знать,
Глаза цвета неба, что цвета ночи,
Я забыть не могу, забыть не хочу…

Когда я пела эту песню на одном из первых концертов, она уже находилась в ротации, то есть часто звучала по радио.

Я приехала во Владимир-Волынский, начала петь, и была просто в шоке. "Я можу розбити скло" – и все поют вместе со мной. Виталик, мой директор, говорит, что он стоял возле пульта, и какая-то девушка поёт, что я могу разбить стекло, и – раз! – бутылку пива об землю. Но песня не об этом. В какой-то момент жизни нужно решиться встать и выйти. Когда думаешь, что что-то не можешь сделать. Не нужно думать, что всё решится за тебя, или как-то оно будет, нужно принять решение. Встать и разбить стекло, то есть заставить себя, и я в один жизненный момент это сделала, и ко мне пришла эта фраза. Иногда кажется, что ты словно за стеклом, ты не знаешь, что тебе делать, и когда это до меня доходит, я могу что-то такое сделать, о чём я раньше думала, что сделать не смогу. Вот я могу разбить стекло, только не буквально, потому что я против того, чтобы шли и громили витрины. И таки снова, нужно читать между строк. В этой песне речь идёт не о том, что нужно идти и бить стекло, а имеются в виду психологические материи.

"Нехай..."

... Від вікна, до вікна я ходжу
все для тебе і тільки тобі,
я уже перейшла ту межу,
за якою і радість і біль.

"Пусть"
/дословный перевод/

От окна до окна я хожу,
всё для тебя - и только тебе…
Я уже перешла ту межу,
за которой и радость и боль…

Песня "Нехай" самой первой была записана в этом альбоме. У меня была одна очень романтическая история в жизни, но она очень короткая. Этот парень уехал навсегда в Австралию. Я очень была в него влюблена и очень страдала. Мы вместе с ним любили песню "Океана Ельзи" "Відпусти" (Отпусти). Когда он уехал, мне было очень одиноко и грустно. История эта уже прошла. Этот парень приезжал не так давно, и я ещё раз поняла, что в моём сердце ничего не пошевелилось. Когда он приехал, всё случилось так, как ты всегда себе мечтаешь: вот он там увидит, какая ты теперь "звезда". Так и случилось: был у меня концерт на площади Независимости. Перед тем его друг мне позвонил и спросил, буду ли я на том концерте. Я ответила, что у меня нет времени, и я сразу поеду домой. И вот полный Майдан, несколько тысяч людей, я пою новые песни и "Нехай" в том числе, спускаюсь со сцены и стоит Андрей. Естественно, мне было приятно, что он увидел, какая я певица, весь Майдан пел со мною… а кто он, можно подумать, ну поехал в Австралию, ну и что? А я вот в своей стране, меня все знают, и я достигла чего хотела. Такой себе матч-реванш. Я думала о такой встрече. Когда он ехал, и вот увидела его – и подумала: вот и хорошо, что ты уехал тогда, пусть я и страдала. Потом мы спокойно поговорили, попили кофе, попрощались и уже больше не виделись. Этот случай позволил мне много чего понять, даже когда я страдала и говорила, что буду ждать тысячу лет, то это прошло, тысячу лет я его не ждала.

"Поміж нами"

... Просто лишитись із ним, це так мало,
що забуваються сни я не знала.
І тепер поміж нами ніч і бажання висоти,
поміж нами снів не розведені мости,
поміж нами ті непромовлені слова,
поміж "я" і "ти" лиш надія проплива...

"Между нами"
/дословный перевод/

Между нами ночь и желание высоты…
Между нами снов не разведенные мосты,
Между нами те несказанные слова,
Между "я" и "ты" лишь надежда проплывает…

"Поміж нами" - там всё есть, всё в словах. Когда её петь на концертах, она значительно более весёлая, чем когда она сочинялась. Вообще, если писать песни под гитару, то они все становятся грустными, а потом некоторые из них могут становиться весёлыми. Мы все – взрослые люди, песня тоже о любви. Когда приходит вечер хочется сказать, что между нами ночь и желание высоты, но я иной смысл туда вкладывала, когда писала эту песню, я не предвидела такого количества людей, слушателей.

Перевод с украинского - Дмитрий Овсянников